Бизнес. Власть. Общество. Эффективность

По большей части, реальной оценкой менеджерских способностей власти районного и местного уровней являются не выборы и не проценты за партию власти. Гораздо ближе к жизни то, насколько хорошо представители муниципалитетов понимают, реализуют и просто даже знают экономический потенциал управляемой территории. От этого, в том числе, зависит как достоверно они могут донести данную информацию до вышестоящих уровней власти. А выборы – уже итоговая оценка качеств менеджера. В Стратегии 2020 возможности Челябинской области по реализации потенциала аквакультуры отражены от силы процентов на 5%. Точки роста рыбоводства отмечены только в двух районах из двадцати семи. При том, что на территории Челябинской области почти 4 000 озер. Местное чиновничество традиционно жалуется на дефицитные бюджеты, однако, на для региональной власти это должно служить показателем отсутствия необходимых компетенций у муниципальных коллег. Они просто не ищут возможности для инвестиционного развития своих территорий.

С января 2014 года в России начал работать Федеральный закон об аквакультуре. Его разрабатывали, без малого, 12 лет. В целях реализации законопроекта правительство запустило ряд специальных программ развития рыбохозяйственного комплекса, в том числе в ряде регионов УрФО. Если для уральского Севера – ХМАО-Югры, ЯНАО и Тюменской области – они выглядят более чем естественно, то для остальных трех регионов подобное развитие может создать новые точки роста. Тем более, что в автономных округах рыбный ресурс стремительно сводится к нулю производственной деятельностью нефтяных компаний, что легко проследить по ценам на килограмм того же муксуна.

Аквакультура — вид деятельности по разведению, содержанию и выращиванию рыб, других водных животных, растений и водорослей, осуществляемый под полным или частичным контролем человека с целью получения товарной продукции, пополнения промысловых запасов водных биоресурсов, сохранения их биоразнообразия и рекреации.

У 90% жителей России диагностируют дефицит йода в организме. Региональные власти не отказываются от старой идеи увеличить среднюю продолжительность жизни в регионе до 74 лет. Увеличение потребления рыбы – вполне можно рассматривать как один из шагов в этом направлении. Рыба имеет самый подходящий для организма человека баланс аминокислот, в том числе незаменимых.

Мы знаем, что существуют аминокислоты, которые наш организм может синтезировать из других аминокислот, а есть несколько аминокислот, которые человеческий организм не может синтезировать и должен получать с пищей. И вот этих незаменимых аминокислот в рыбе оптимальное количество. Кроме того, рыба замечательно обеспечивает организм липидами, то есть жирами. И это правильные, как любят говорить диетологи, жиры.

Экономический потенциал рыбы – очень высокий. Ее дешевле разводить, даже чем кур, потому что не требуется обогрева помещений. Для птицы нужна температура воздуха 28-30 градусов, иначе цыплята начинают болеть, куры начинают дохнуть – для рыбы это верхний предел выживаемости. Во-вторых, в естественных условиях выживает лишь каждая тысячная икринка, а в питомнике – от 60 до 80%.

В Тюменской области более 10 тысяч озер, свыше трех тысяч в Курганской, а в Югре озера занимают треть территории. В Челябинской области насчитывается свыше 3700 озёр.  При этом для разведения товарной рыбы пригодны 430 озер, не считая водохранилищ и прудов. По факту используется лишь десятая часть от этого количества водоемов.

По данным министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, в 2012 году перечень рыбопромысловых участков включал в себя в общей сложности 140 водоемов, среди них озера, пруды, водохранилища. В регионе действуют около 70 рыбоводческих хозяйств. Крупнейшие игроки среди них – ООО «Кыштымское рыбоводное хозяйство», «Челябрыбхоз» и МУП «Балык» (Кунашакский район) – занимают более 60% рынка. В промышленных объемах разводят такие редкие виды рыбы как форель, осетр, сиг, стерлядь, белый амур. Общий улов в 2012 году составил 3,5 тысячи тонн - на треть больше, чем в предыдущем году.

Примечательно, что Челябинская область не только недостаточно использует такой важный природно-хозяйственный ресурс в настоящем, но и не планирует активного развития отрасли в дальнейшем. Так, весьма скромная роль отведена рыбоводству в обновленной версии стратегии развития Челябинской области 2020. Среди точек роста рыбоводству нашлось место только в двух из двадцати семи районов области – в Верхнеуфалейском и Октябрьском.

Как это можно сделать – примеры в России есть. Между тем существуют разные формы экономической поддержки рыбоводства отрасли, как на федеральном, так и на местном уровне. Программы развития отрасли действуют в Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Кемеровской областях.

В разных регионах – разные уровни поддержки. В Тюменской области рыбоводческим компаниям субсидируют из областного бюджета до 90 процентов затрат на покупку оборудования. Субсидии выделяются еще и на покупку рыбопосадочного материала. В Зауралье создается «Курганского рыбохозяйственного кластера».

Прежде всего речь идет об открытии специальных кредитных линий в банках и субсидировании, считают участники рынка. Программа помощи рыбоводам могла бы включить субсидирование мероприятий по зарыблению и покупке техники, говорят эксперты.

С другой стороны, должна быть заявка снизу. Речь как раз идет о заинтересованности местных и районных чиновников в самостоятельном поиске источников бюджетной обеспеченности и инвестиционной привлекательности территорий. Если местные руководители – ни рыба, ни мясо – то настрой Борис Дубровского на увольнение неэффективных чиновников может быть оправдан. Тот самый случай, когда рыба гниет не с головы.

 
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://glagolurfo.com/newsitems/2014/5/19/akvakultura-v-urfo-vyyavit-novii-rost/