Бизнес. Власть. Общество. Эффективность
Население:
12 655 050 человек (2021)
Предприятия:
ВВП 1044 млрд USD
Средняя зарплата:
91 420 RUB (1 483 USD)
Население:
4 545 942 человек (2021 год)
Предприятия:
ВРП 140 млрд рублей
Средняя зарплата:
43 154 рубля (2020 год)
Население:
818 570 чел. (2021 г.)
Предприятия:
Объем производства товаров и услуг в 2014 г. - 168,8 млрд руб. (77 в РФ, РИА Рейтинг)
Средняя зарплата:
32 226 рублей
Население:
3 660 000 человек (2016 год)
Предприятия:
Объем производства товаров и услуг в 2014 г. - 950 млрд руб. (20 в РФ, РИА Рейтинг)
Средняя зарплата:
45 600 рублей (2016 год, Росстат)
Население:
1 646 100 человек (2016 год)
Предприятия:
Объем производства товаров и услуг в 2014 г. - 3 348 млрд руб. (2 в РФ, РИА Рейтинг)
Средняя зарплата:
56 300 рублей (2014 год, Росстат)
Население:
536 000 человек (2016 год)
Предприятия:
Объем производства товаров и услуг в 2014 г. - 1 509 млрд руб. (10 в РФ, РИА Рейтинг)
Средняя зарплата:
64 200 рублей (2014 г., Росстат)
Население:
3 855 037
Предприятия:
Татарстан является 6-м по объёмам производства в России (ВРП - 1 трлн 520 млрд р.)
Средняя зарплата:
27,6 тыс. рублей
Население:
3 442 810 чел. (2021)
Предприятия:
Объем производства товаров и услуг - 1 218 млрд руб. (14 в РФ, РИА Рейтинг)
Средняя зарплата:
Средняя зарплата - 38693 рублей (2020 год, Росстат)
Население:
5 388 759 чел. (2021 г.)
Предприятия:
1103
Средняя зарплата:
47 178 рублей
Население:
145 975 300 чел. (2021 г.)
Предприятия:
ВВП 1,47 трлн. долларов
Средняя зарплата:
30 000 рублей

Сергей Новопашин: Патриотизм сродни инстинкту самосохранения

Полномочный представитель президента России в УрФО Игорь Холманских выступил за активизацию борьбы с «пятой колонной». Это официально вывело развернувшуюся в Свердловской области за последние месяцы дискуссию об эффективности патриотического воспитания и качество восприятия патриотизма на уровень проблемы государства. Общественники вновь вернулись к изучению деятельности региональных властей на поле развития любви к Родине. Все-таки за прошлый период Свердловская область потратила на патриотическое воспитание молодежи около 60 миллионов рублей, а самые важные и громкие темы до сих пор поднимают блогеры по собственной инициативе. Эксперт Института системных политических исследований и гуманитарных проектов (г. Екатеринбург) и создатель в 2000 году учебной программы «Основы геополитического образования» Сергей Новопашин в интервью «Интернет-изданию «Глагол» рассказал почему патриотизм не измерить линейкой, какие метаморфозы любовь к Родине происходят в либеральном сознании, и как патриотизм связан с инстинктом самосохранения.

«Интернет-издание «Глагол»: - Не так давно в Свердловской области сформировалось несколько групп гражданских активистов. Одна из них насытила серьезно информационную повестку патриотической риторикой. Другая - окололиберальной. Тем не менее, есть ощущение, что что-то идет не так. Соответственно, вопросы эффективности патриотического воспитания через государственные инициативы и программы вновь стали актуальны. 

Сергей Новопашин, эксперт Института системных политических исследований и гуманитарных проектов (г. Екатеринбург): Не будем лишний раз обличать чиновников в неэффективности или невозможности решить возложенные на них задачи, которые «по умолчанию» находятся в другом измерении, нежели их полномочия и компетенции. И простым выделением средств каким-либо организациям масштабно, всеобъемлюще патриотизм не зародить в душах-сердцах народа, не развить, тем более говорить о каких-то эффектах (тут я согласен с Иваном Роженцовым), который нужно еще и каким-то способом измерить. Чем, интересно, мерить? - Линейкой объем головы? Не уверен, что существуют какие-либо гуманитарные технологии или тесты, но точно есть способ качественно определить степень патриотичности каждого в отдельности, правда, весьма радикальный. 

«Интернет-издание «Глагол»: - Довольно радикальными выглядят пока отдельные инициативы гражданских патриотов.

Сергей Новопашин: - Проблема с ним в том, что после его применения в живых остались бы как раз самые «непатриотичные», не пожелавшие умереть «За родину, честь и императора». К слову вспомнился  сюжет рассказа Юкио Мисима «Патриотизм», герой которого делает себе сэппуку, чтобы не нарушить клятву, данную императору, но и не выступить по его приказу против восставшего друга, соблюдая кодекс верности.  Супруга его, в свою очередь, исполняет обряд дзигай - посредством перерезания себе горла кинжалом кайкэн,— свадебным подарком мужа. Протрясает как сам рассказ, так и реальная жизнь, да и ритуальная смерть великого японского писателя. Как, впрочем, жизнь и подвиг Алексея Маресьева, например, или Александра Матросова, и тысяч других героев, про которых нынче «не учат в школе», но на примерах которых воспитывались послевоенные поколения советских детей.

«Интернет-издание «Глагол»: - Вам, безусловно, приходилось слышать фразу, которую в девяностых годах часто цитировали разные прозападные политики и ангажированные ими журналисты: «Патриотизм - последнее убежище негодяев». Тем самым, вкладывался в неё следующий смысл: «Когда у негодяя не остаётся аргументов, он ссылается на патриотизм». И еще недавно патриотизм как тренд не был востребован ни властью, ни тем более, либеральной тусовкой… После событий в Украине и последующего за ними кризиса, есть мнение, что власть решила просто разыграть «карту патриотизма». Как Вы считаете?

Сергей Новопашин: - По поводу цитаты Сэмюэля Джонсона, на самом деле имелось в виду следующее, а именно: «Даже для последнего негодяя не всё потеряно, если он сохранил любовь к Родине» (Patriotism is the last refuge of a scoundrel). Согласитесь, смысл фразы абсолютно противоположный тому, что транслировался либеральными журналистами и идеологами. Это, кстати, один из множества примеров подтасовок фактов деятелями либерального фронта.

Что же касается патриотизма как тренда, то, как известно, в 1990-х годах, когда нашу страну подвергли известным реформам, была попытка уничтожить память и значение побед, и самой истории, и, что сегодня очень важно, систему патриотического воспитания.

Раньше сама идея гражданственности, патриотизма зримо и незримо присутствовала в книгах, учебниках литературы и истории, в телепередачах, в спорте, музыке, кино. Сегодня ситуация иная. Преподаватели, воспитатели, тренеры и другие профессионалы, несущие идеи любви к своей Родине и защиты её, сконцентрированы, более всего, в клубах и секциях, сообществах искателей потомков погибших фронтовиков, нежели в школах, хотя там патриотизм и провозглашается. По факту же в школе царит формально деидеологическая атмосфера, а на деле – идеология рынка во всех его формах.  Да и часть педагогов (знаю по опыту) дезориентирована в политическом, идеологическом плане. Поэтому все, что связано с патриотическим воспитанием, сегодня актуально как никогда.

«Карта патриотизма»? Безусловно, в любой инициативе власти есть элемент, так сказать, заказа. Но лишь элемент, ведь не секрет, что патриотизм, в общем-то, не связан с идеологией, во всяком случае, напрямую. Он сродни инстинкту самосохранения, и заметим, у разных народов он по-разному и в разной степени проявляется. У японцев, к примеру, патриотизм носит сугубо национальный характер, а не государственный, как у россиянина или американца.

«Интернет-издание «Глагол»: - Вот как? Многие, следуя устоявшемуся мнению, считают, что патриотизм обязательно связан с идеологией.

Сергей Новопашин: - Он может быть связан с идеологией (с марксизмом, например, в СССР), но не обязательно. Сегодня, например, патриотами считают себя коммунисты, монархисты, умеренные либералы, православные христиане, сторонники арио-ведических учений, российские сунниты (ханафиты и др.) и другие…  Даже субкультуры, рожденные на Западе, приобрели у нас свою специфику, например, к патриотам относят себя и панки, и стрейтэйджеры (выступающие за здоровый образ жизни, против корпоративного капитализма и потребительства)…

Идеология же связана, в первую очередь, по задаче автора этого термина Дестюта де Трасси, - с научным обоснованием необходимости  интеллектуальных основ для политики, этики и иных сфер общественной жизни – для выработки стабильных ценностных ориентиров развития европейского общества в условиях начала 19 века. Правда, сегодня идеологией называют все, что имеет какую-либо социально-политическую направленность, теории, взгляды.

Патриотизм, Свердловская область

Национальная же, и/или культурная идентичность народа находится в иной плоскости, нежели идеология. Если, возвращаясь к японскому опыту, то там идеология жестко национальная, она же и государственная. И такой патриотизм внешне кажется идеологизированным. Но внутри он для каждого японца связан страдиционным культом синто - поклонением духам предков и воинов.

Идеология, вернее, то, что сегодня под ней подразумевается, более «склонна к измене», тогда как народ с его традициями - более консервативен и устойчив. Хотя и народ, его традиции и культуру пытаются размыть разными идеологиями (которые здесь являются еще и инструментом воздействия), массовой наднациональной культурой, идеями космополитизма, нью эйдж и т.п.

«Интернет-издание «Глагол»: - Но ведь это неизбежный процесс. Государства, их народы вливаются тем самым в большую семью Цивилизации. Может, быть гражданином Земли, патриотом планеты – это и есть следующий этап?

Сергей Новопашин: - Во-первых, любая система живет за счет богатого внутреннего разнообразия, если же все ее элементы будут приведены к единообразию, система умрет. Во-вторых, никакой большой семьи Цивилизации нет. Есть англо-саксонский мир, доминирующий сегодня в мире и претендующий на дальнейшее господство. Есть конфуцианский, индо-ведийский, исламский и русский миры. Где-то они пересекаются, где-то нет. Насчет «гражданина Земли», - была такая организация с пафосным названием «Первый батальон землян», созданная в 1979 году ветераном вьетнамской кампании подполковником Джимом Ченноном, да все это плохо кончилось.

В-третьих, все идеи и разговоры о всеобщем мире на основе рынка, который якобы все сам урегулирует, - не более чем сказки на ночь. Патриотизм, как естественное чувство самосохранения общины, этноса не нужен глобальной идеологии рынка, ей нужен атомизированный индивид, без родины, земли, расы, пола. Отсюда и стремление корпоративного капитализма оторвать человека от земли, занять полностью его досуг потреблением образов - рекламой, кино, поп-музыкой, модой, сплетнями, гороскопами и прочей чушью.

«Интернет-издание «Глагол»: - Вы утверждаете, что даже в школе нет адекватного задачам государства уровня патриотического образования,  воспитания… Если способы изменить ситуацию?

Сергей Новопашин: - Проблема в том, что массовую школу, систему образования стремились привязать к экономике, к рынку, как в США. Однако же, образование не может и не должно являться производной функцией экономики. В центр национальной педагогической системы должна быть помещена качественная сильная школа, то есть школа интеллектуально-ориентированная, дающая начальное научное образование, и соответственно - руководимая научной средой.

В обычной средней школе необходимо усилить патриотический вектор при изучении литературы, истории, граждановедения и других дисциплин. Ввести изучение основ геополитики, и, кстати, опыт такой уже в стране есть. В дополнительное образование следует инвестировать, и много. Развивать сеть спортивных и военно-спортивных клубов, кружков по изучению истории родного края и т.п. Не зря ведь, когда в 1866 году прусссаки разбили австрийскую армию при Садово (Чехия), Оскар Пешель сказал: «Битву выиграл прусский школьный учитель».

Безусловно, воспитание происходит в первую очередь, в семье, затем в школе, и что немаловажно, - в свободное время. А оно эксплуатируется по полной, как и предвидел Карл Маркс. И роль СМИ здесь трудно переоценить.

«Интернет-издание «Глагол»: - Вы утверждаете, что масс-медиа – эксплуататоры?

Сергей Новопашин: - Но Вы же считаете СМИ «четвертой властью»? А любая власть  соотносится с управлением. Хотя сами СМИ лишь инструмент в руках тех, кто реально управляет Транслятор. В поздних работах Маркса есть мысль о том, что как только капитал сможет контролировать время досуга трудящихся, он станет непобедимым. А Маркса, заметим, ох как изучают на Западе… и используют – по- своему.

Дело еще в том (и исследования по всему миру показали), что средства массовой информации, как только остаются без цензуры со стороны государства или общества, неизбежно скатываются в информационное насилие и нравственную беспринципность.

Кроме того, заявленная в правовом государстве свобода слова считается почему-то правом на общедоступность к выражению своего частного мнения перед массовой аудиторией. То есть любой, кто имеет доступ к выходу на экран, например, может нести любую чушь или хуже того, нездоровые и вредные идеи. Поэтому СМИ и массовая культура в целом должны соотноситься не с развлекательной функцией, которая сама по себе не имеет ценности, но с ее выверенной идеологической начинкой, потому как «средство передачи послания само является посланием» (не я сказал, - Маршалл Маклюэн), и если заявляется, что «мы – без идеологии, мы развлекаем», то это и становится идеологией – «идеологией пустоты», куда тотчас вливается, или заползает все что угодно.

То же самое относится и к школе, и к душе человека. Так что на ровном месте пытаться раздуть пламя патриотизма, лишь исполняя приказы начальства, занятие малоэффективное, что и показало недавнее обсуждение в Заксобрании.

«Интернет-издание «Глагол»: - Так все же – в чем причина этой неэффективности патриотических мероприятий?

Сергей Новопашин: - Причина довольно прозаична и проста. За 23 года либеральных реформ в России была полностью разрушена система образования, воспитания, изменились ценности и ориентиры, исчезла преемственность в чем-либо. Русскую литературу не изучают в школе, взамен какие-то дайджесты и т.п., русский язык школьники не знают, цельной картины мира в головах нет, сознание дискретно, и подошло к точке невозврата (еще шаг в эту сторону, и распад картины мира в головах неминуем). Какая там история Родины, какая «война и немцы»? Грядет полная стерилизация вообще понятийно-смысловой деятельности, какая уж тут «историческая память»? Для того, чтобы предпринимать шаги в сторону восстановления, надо вспомнить прошлый опыт.

Давайте посмотрим, «с чего начиналась Родина» раньше.

Откроем трехтомный учебник для офицеров Царской Армии Киевского военного училища под названием «Основы истинной науки», автор - литератор-спиритуалист И. А. Карышев. В предисловии Книги I(1895 г.) читаем (сохраняя орфографию): «Когда въ пылу сраженья, въ горячей рукопашной битвѣ воинъ задался цѣлью во что бы то ни стало вскочить на непріятельскій брустверъ, онъ занятъ одной только этой мыслью, все его существо жаждетъ только этого одного; онъ весь превратился въ свою идею и для него ничего больше на свѣтѣ не существуетъ, кромѣ своего желанія и непріятельскаго бруствера. <…> Для того, чтобы попасть на брустверъ, онъ жертвуетъ всѣмъ, что имѣетъ: онъ убиваетъ, ранитъ, колетъ направо и налѣво, не замѣчая своихъ собственныхъ ранъ, той опасности, которой подвергается. <…> Не такъ ли поступаютъ и всѣ интеллигентные представители высшей расы земныхъ существъ въ большинствѣ случаевъ своего жизненнаго пути». Последнее утверждение весьма характерно для представителя сословия «белой кости». Готовность погибнуть в бою «за хаты родные, купола золотые», как видим,  - типичное свойство «интеллигентных представителей высшей расы земных существ», т.е. нас – людей.

Для детей при царе-батюшке тоже предусматривалась система соответствующего воспитания. Особая тема – воспитание казаков, с малых лет которых в семье (и в куренях) учили верховой езде, владению шашкой, пикой, ножом, стрелковым оружием. В военное время большую роль играло, как полагается, печатное слово. В частности в архиве имеется книжка 1905 года издания, посвященная событиям в Порт-Артуре времен Русско-японской войны с показательным названием: «Великий герой, 14-тилетний Георгиевский Кавалер Коля Зуев, рисковавший жизнью, совершивший ряд смелых вылазок и трижды удостоенный Высочайших наград – Георгиевских крестов II, III и  IV степени».

Патриотизм, Свердловская область

Сергей Новопашин: - А вот интересный подход к патриотическому воспитанию младших школьников в советское время: «Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Поэтому защита родной земли — обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Людям даются почетные и уважительные звания. Самое высокое звание из всех — защитник Родины. Память народа веками свято хранит имена отважных воинов — так же, как имена великих ученых, поэтов, мыслителей. Но правильно ли ставить в одну сторону ученых, поэтов, мыслителей, а в другую воинов? Нет, нельзя делать этого. Когда опасность грозит родной земле, ученые, поэты, мыслители так же, как земледельцы и рабочие, тоже становятся воинами. Воин скрыто живет в каждом из нас, но только до грозного часа скрыто», – пишет  кандидат исторических наук, доцент, полковник А. Барбасов в аннотации ко второму изданию детской книги «Книга будущих командиров» (автор А.В. Митяев, 1974). 

Мне повезло в детстве – родители купили ее первое издание 1973 года, и я зачитывался историей сражений от древности до Нового времени. В цитате обратим внимание на последнюю фразу, что «воин живет в каждом из нас», и на первые строки о земле, что не может себя защитить, поэтому защищать приходится ее тем, кто на ней живет. Все просто. Ребенок-пятиклассник прочитал и все понял. Если же он видит подобное вокруг, смотрит соответствующие кинофильмы, участвует сам, непосредственно в спортивных и военных играх, курсах выживания, в мероприятиях по охране природы и т.п., с соответствующей идеологической составляющей, то искать и «поднимать» патриотизм не надо, он зарождается в душе ребенка и растет естественным образом.

Сегодня поколения, рожденные в оккупации МВФ, ТНК, ФРС, элементарно не понимают, что от них требуют седые деды с орденами.

«Интернет-издание «Глагол»: - Но ведь в самом деле, нет понимания. Вопрос: почему?

Сергей Новопашин: - Я бы сказал: системно не понимают.  Да потому что они живут в другом мире. И в нем нет ни земли родной, ни полей-лесов, ни колосков и т.п., - как в известном стишке из фильма Балабанова «Брат-2». Другими словами, у современных Хомо консументов («человек потребляющий») нет чувства пространства – или, точнее, в понимании Фридриха Ратцеля,  - отсутствует  «пространственный смысл» (Raumsinn, нем.). В этом легко удостовериться, наблюдая, как ведут себя, выезжая «на природу» человеки-потребители. Я не говорю о каких-то более серьезных прецедентах.

«Интернет-издание «Глагол»: - …и как этот смысл привить человеку? Возможно ли?

Сергей Новопашин: - Не все потеряно. И я лично мог в этом убедиться. Во-первых, опыт моих товарищей (Олега Попова и других) из общественной организации «Объединение Патриотических Клубов «Дружина» показывает, что большинство ребят с радостью принимают участие в играх, летних лагерях, где они реально взрослеют, испытывая себя на прочность, на мужественность. А мужественность в данном случае – не отвлечённая категория, она логично становится связанной с понятием Родины, гордости за то, что родился в России.

Во-вторых, мне лично довелось вести образовательный процесс, и наблюдать его результаты, в том числе и по «уровню патриотичности» выпускников курсов. Речь о программе «Основы геополитического образования», которая реализовывалась в системе дополнительного и, частично, среднего образования в Екатеринбурге (в МОУ №74, НОУ «Гелиос») с 2000 по 2005 годы. Замечу, в учреждении допобразования учащиеся 10-11 классов посещали курс на добровольной основе (до 15 человек и выше), затем, для сравнения, в 2006-2008 гг. читался курс «Политическая, социальная география и геополитика» студентам IV курса ГБФ УрГПУ.

Результат интересен, кроме всего прочего, тем, что изучая пространство, как естественную, природную субстанцию, как осмысляемую базовую категорию ментальности этносов и наций, ученики, студенты (не все конечно) начинают открывать в себе совершенно новые способности. Для него становятся очевидными взаимосвязи в природе и обществе, в государстве и межгосударственных отношениях. Потому как пространственное мышление является естественным и универсальным, оно позволяет ясно и четко объяснять и анализировать любые социально-политические, социально-психологические, экономические процессы, происходившие как в историческом прошлом, так и в новейшей истории. Естественным же образом, освоение геополитической методологии приводит к принятию вполне определенной гражданской позиции, а она-то как раз и базируется на патриотизме.

«Интернет-издание «Глагол»: - Вы хотите сказать, что, даже просто изучая некие феномены и взаимосвязи в том, что Вы называете пространством, можно вырастить в себе патриота?

Сергей Новопашин: - Уверен. И мой опыт в образовании  тому подтверждение. Да и взрослым было бы полезно. Другое дело, что к наукам о пространстве (хорологии) у нас относились прохладно, самоуверенно считая, что политология и социология все объяснит и разжует. Однако принципиальное отличие  политической географии от политологии в том, что первая «росла от корней», а вторая - «висит в воздухе». Поэтому-то Андрей Фурсов правомерно «закрыл» политологию и социологию как дисциплины «устаревшие», и неадекватные ни современной социально-политической реальности, ни, тем более геополитической повестке.

Сквозная идея всего курса политгеографии и геополитики, транслируемая в России еще с начала 1990-х годов Александром Дугиным (автором концепции Евразийского Союза) заключается в следующем.

Пространство — это не просто территория, занимаемая государством и являющаяся одним из атрибутов его силы, но и сама политическая сила. Так понимал эту категорию Фридрих Ратцель, один из столпов классической геополитики. Каждое государство и народ имеют свою «пространственную концепцию», то есть идею о возможных пределах своих территориальных владений.

Упадок же государства, есть результат слабеющей пространственной концепции и слабеющего пространственного чувства и пространственного смысла (Raumsinn), и наоборот, взлет государства обуславливается усилением перечисленных факторов. Пространство же обусловливает не только физическую эволюцию народа, но также и его ментальное отношение к окружающему миру. Взгляд человека на мир зависит от пространства, в котором он живет.

Когда говорят «Родина», «наша страна, «наша земля», подразумевается, что это не только природные объекты, но все то, что человек создал, все связанные с землей воспоминания и переживания. «Так изначально чисто географическое понятие, - писал Фридрих Ратцель, - превращается в духовную и эмоциональную связь жителей страны и их истории». Это и есть основа патриотизма.