Бизнес. Власть. Общество. Эффективность

Борис Дубровский провел свой самый неудачный год в роли губернатора Челябинской области. Предчувствия перемен, которые возродились в экспертном и бизнес-сообществах, ожидания проявлений сильного характера постепенно растворились в неожиданной и прогрессирующей пассивности главы региона, еще вчера бывшего жестким топ-менеджером. Амбициозное обещание Владимиру Путину «давить» в результате оказалось временем упущенных возможностей и схлопывания вновь открывшихся перспектив. Каких именно – «Интернет-издание «Глагол» расскажет в серии публикаций, подводящих основные итоги работы наиболее интересного главы региона на территории УрФО, пока еще не утратившего яркие признаки губернаторов России новой формации. Заранее уточним, что целью последующих публикаций, в рамках проекта «Глагола» «Народный KPI» является развитие обратной связи с широким экспертным сообществом территории, а не генерация неконструктивной критики. 

Дубровский Борис, Новый год 2015, Борис Дубровский поздравил с Новым годом

С 1 января в Челябинской области власть собрана в новую структуру. В регионе устанавливается административное единоначалие. Борис Дубровский замкнул на себе центр власти. Должность председателя правительства ликвидирована, все его полномочия переданы губернатору. Соответствующее постановление было подписано в октябре 2014 года. После назначения Борис Дубровский, по его словам, понял, что управленческие цепочки слишком длинные и требуют оптимизации. Теперь у него будет два первых заместителя (Сергей Комяков и Евгений Редин) и шесть обычных (Руслан Гаттаров, Вадим Евдокимов, Олег Климов, Николай Сандаков, Иван Сеничев, Сергей Шаль).

В январе 2014 года, на фоне развивающихся антикоррупционных расследований против чиновников «команды Юревича» и близких к нему, одним из основных ожиданий экспертного сообщества от нового губернатора стала перестройка подходов к управлению и кадровая ротация. Все помнят, как Борис Дубровский анонсировал серьезность намерений на встрече с президентом Владимиром Путиным, пообещав «продолжать давить» (вывести будущего губернатора Челябинской области на метафоричность главе государства позволила тема дипломной работы собеседника – «обработка металлов давлением»).

Однако продолжать Борис Дубровский не стал. Неэффективные чиновники - работают, новых уголовных дел, дающих понять о укреплении антикоррупционной политики – за год не появилось. Эту работу все еще символизируют завершение конфликтов войны «силовиков» и «команды» экс-губернатора Михаила Юревича. Самым крупным событием стал арест начальника УФНС по Челябинской области Александра Путина за взятку, однако, это вряд ли можно расценивать как попытка повлиять на устоявшиеся «правила игры» внутри региона.

То, что в регионе сменился губернатор оказалось заметно только формально. Поскольку принципы системы управления за год не изменились, как и не были презентованы хотя бы приблизительные черты нового подхода к государственному управлению.

Между тем, Борис Дубровский на момент назначения врио. губернатора Челябинской области входил в ТОП-25 самых дорогостоящих топ-менеджеров России. Поэтому странно, почему сильный руководитель допустил классические ошибки в управлении.

Например, не была произведена более-менее существенная ротация кадров.  Большинство министров прошли переназначение, которое необъяснимо затянулось. Между тем, чиновников вполне могли сменить их заместители, которые давно уже «созрели». Но и им никто публично не выставил KPI их работы – по-прежнему непонятно, чем подчиненные Дубровского отвечают за свои ошибки и собственные неэффективные решения. Не прозвучала оценка прошлой работы министров, хотя Борис Дубровский получил Челябинскую область «всю в долгах», а одной продажей вертолета дело не спасешь. Также как и сокращение госрасходов не является системным решением, а лишь естественной реакцией на запущенную ситуацию.

«Юревич конкретно к делу подходил. Тебе – обеспечить зерном Макфу, тебе – обеспечить строительство дорог для Макфы. Все при деле, все заняты. Дубровский решил все делать сам. В результате в течении года никто ничего просто не делал», - комментируют работу губернатора собеседники «Глагола» в экспертной среде Челябинской области.

И, по сути, так и есть - фактически вся исполнительная власти Челябинской области в течении года абсолютно ничего не делала для развития региона, ожидая решений губернатора. А с 1 января еще потребуется время «на раскачку». Не говоря уже о том, что именно 2014 год мог стать стартовой площадкой для прорывных решений – особенно в условиях внешнеполитических санкций и стратегией на ускорение импортозамещение. 

«Постепенно отсутствие губернатора входит в норму жизни. И когда он появляется – слушателям становится понятно, что нужно просто подождать, когда он Дубровский снова пропадет. На недавней встрече Путина с ректорами вузов (30 октября – прим. ред.) ректор ЮрГУ вовсе дал понять в своей речи, что ЮрГУ готов стать генератором движения экономики региона. А вовсе не губернатор, например.  При этом, если посмотреть на хозяйственную деятельность ЮрГУ – у них меньше всего тендеров, все делается «в темную». Заместитель губернатора уже ходят с шестыми айфонами. Под конец года по фирмам были звонки, кто может обеспечить закупку быстро и тихо. И так вот по мелочам – по всем фронтам. Поэтому сейчас все чаще смотрят в сторону Редина, потому что экономика ждать не будет и решения нужно принимать», - делится наблюдениями крупный бизнесмен в Челябинской области.

Напомним, ранее «Глагол» выделял Бориса Дубровского и Алексея Кокорина в качестве представителей новой генерации губернаторов. Особенно это касалось главы Челябинской области, поскольку у того имеется серьезнейший бизнес-опыт руководства и управления. Эксперты отмечали, что корпоративные стандарты эффективности и четкого определения зон ответственности, а также взыскания за невыполнение поставленных задач могут значительно оживить госаппарат и заставить действительно хорошо работать. Однако из этой практики пока что Борис Дубровский привнес в управление регионом только стандартные корпоративные грехи: неточечные наказания, размытая ответственность, затянутость принятия решений и неоправданная лояльность к старожилами.

«Внедрение «тянущей» системы управления. Постановка KPI. Максимальная публичность. Внедрение современных управленческих подходов. Ничего этого до сих пор нет. Возможно, есть проблема в том, что несмотря на высокий пост Дубровский все равно был исполнителем. Все решения в ключевых сферах – экономика и кадровая политика - в ММК принимал Рашников и спускал их на выполнение. Вероятно, поэтому у Дубровского пока не хватает управленческих компетенций, когда не просто вся ответственность лежит на нем, а он сам намеренно ее на себя концентрирует. Но быть героем и за все отвечать – это одно, а подчиненные не будут работать только потому что их начальник решил за все отвечать собственной шкурой», - резюмирует эксперт «Глагола».

Поэтому, несмотря на хорошие прогнозы, первый год для Бориса Дубровского вряд ли можно назвать удачным. Испытанием для него станет необходимость требовать результата с подчиненных и наказывать в случае невыполнения поставленных задач. В случае, если губернатору не удастся переломить ситуацию, то кредит доверия, полученный на выборах (85%) окажется бездарно потрачен. 

 
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://glagolurfo.com/newsitems/2015/1/5/krizis-dubrovskogo-pustoj-god-gubernatora/