В Екатеринбурге снова открыл свои двери Фестиваль нового документального кино о музыке и современной культуре «BeatWeekend». На этот раз мероприятие проходит в Ельцин-центре с 9 по 13 ноября. Уже около 7 лет фестиваль будоражит умы всех, кто так или иначе увлечён музыкой, современным искусством и документальными фильмами.
Журналистам «Глагола» удалось поговорить о культуре, искусстве, цензуре и планах фестиваля с одним из основателей «BeatFilms», программным директором и организатором тура Кириллом Сорокиным.
-Здравствуйте Кирилл! Расскажите, как вам в Екатеринбурге? Где успели побывать?
-Если честно, толком не успел по городу поездить. Планировал побывать на Уралмаше, но к сожалению, не получилось. В следующий раз снова попробую. Ограничился городком Чекистов и ГЦСИ. Всё очень понравилось.
-С чего начинался фестиваль «Beatfilm»? В программе фестиваля в Екатеринбурге у вас 5 фильмов, почему вы выбрали именно их?
-Ну, идея фестиваля зародилась давно. Фестиваль документального кино о музыке и современном искусстве существует в Москве с 2010 года. Каждый год мы показываем зрителям столицы новые фильмы и их довольно много, порядка 50. У нас зритель выбирает, какие фильмы достойны отправиться по городам страны. В тур едут только те киноленты, которые снискали наибольший интерес публики в Москве, т.е. самые лучшие.
-Из тех фильмов, что вы привезли в Екатеринбург, можете ли вы выделить один или несколько, которые больше всего импонируют именно вам?
-Да все они импонируют. Например, фильм «Когда земля кажется лёгкой». Он показывает молодых людей в современной Грузии, где я провёл очень много времени. Я лично знаю часть героев этого фильма, а также часть его создателей. Это близкие мне люди по жизни и по духу. В то же время фильм Джима Джармуша про Игги Попа, это вообще отдельная история. Потому что фильм - долгострой, который Джармуш делал на свои деньги, который очень непросто ему давался и который я ждал, наверное, последние лет 5. Я с каждым фильмом могу подобную историю связать, так что все они отличные, все вызывают у меня определённые эмоции, однако сравнить их между собой я никак не могу.
-Вы занимаетесь организаций кинофестиваля в разных городах страны. Случались ли во время этого какие-нибудь интересные моменты и ситуации?
-С этим редко бывают проблемы. Стоит сказать конечно, что у каждого региона разная сцена и это всегда стоит учитывать при организации. Например, мне часто вспоминается история, которая произошла несколько лет назад в Самаре. Тогда мы приехали туда впервые показывать фильм и нас определили в краеведческий музей им. П.В. Алабина, я уже не помню почему так вышло, но там был старый зал с довольно существенными дырками в экране, как будто из пистолета понастреляли. Очень колоритно выглядело.
-Сейчас очень популярна тема с высказыванием Константина Райкина на тему цензуры в искусстве. Как вы думаете, нужна ли цензура искусству и как вы к ней относитесь?
-Ну, как я отношусь к цензуре. Плохо отношусь. Цензуру должны осуществлять зрители, именно они представляет собой целевую аудиторию искусства. Но мне кажется в той речи Райкина главная тема – это не цензура, а вопрос «цеховой солидарности». Причём речь не только о театре. На эту тему также высказался Павел Лунгин и другие люди, из других сфер искусства - это как раз говорит о том, в России с этим проблема, с этим в первую очередь надо разбираться.
-Чем вы занимаетесь, помимо фестиваля «Beatfilms»?
-У нас есть собственная компания «BeatFilms». Мы организуем фестивали. Например, большой фестиваль, посвящённый кино о науке и технологиях, который недавно прошёл в Москве. Мы его делаем уже второй год вместе с политехническим музеем. Также мы занимаемся прокатом фильмов. Например, фильм Вернера Херцога, «О Интернет!», сейчас в прокате. Мы его выпустили пару недель назад.
-Планируется ли Фестиваль кино о науке и технология в Екатеринбурге?
-Это вопрос денег, вопрос организации. Если будет возможность, мы с радостью.
-Сейчас люди особенно в небольших городах очень отстранены от искусства. Как по вашему мнению следует прививать людям интерес к культуре и искусству в частности?
-Ну, как. Делать всё этом доступным, конечно. Искусство должно быть доступным. Ночь музеев отличный пример. В Москве по крайней мере. Там везде вход бесплатный, потому во время ночи музеев приходят люди в принципе далёкие от культуры и им нравится, им интересно. Приведу пример. В Южно-Сахалинске два года назад мы участвовали в местном фестивале по приглашению организаторов. Там мы показывали людям самые зрительские и кассовые фильмы из нашей программы на главной площади города. Эта площадь вмещает где-то полторы тысячи человек и на протяжении всех пяти дней фестиваля площадь была полна. Более того, даже когда я улетал из города, передо мной в очереди на посадку стояли молодые люди, которые живо и активно обсуждали один из фильмов, что они увидели на площади. Поэтому, если ресурсы позволяют делать такие мероприятия бесплатными, то в любом городе можно привить людям интерес и к искусству, и к культуре. Главное-то желание, которого, по всей видимости, зачастую и не хватает.