Бизнес. Власть. Общество. Эффективность

Избрание Владимира Зеленского президентом Украины не несет рисков для внутренней политики России, считают во внутриполитическом блоке Кремля. «Фактора Зеленского» для внутренней политики России не существует, обсуждений не было, - заявил один из респондентов в недавнем интервью «Ведомостям» в связи с победой Владимира Зеленского в президентской гонке в Украине.

Напомним, 41-летний актер и шоумен В.Зеленский победил во втором туре с рекордным для Украины результатом – 73,2% голосов. Одним из самых рейтинговых шоу на украинском телевидении был его «Вечерний квартал», популярен оказался и сериал «Слуга народа», где Зеленский сыграл учителя истории Василия Голобородько, который стал президентом Украины.

Есть мнение, что пока победа Зеленского никак не повлияет на общественные настроения в России, а украинскими выборами доселе интересовался в основном политический класс.

Однако уральский политтехнолог Дамир Ямбушев, знающий «украинское поле», уверен, что «не замечать процессов, происходящих в Украине невозможно как из-за стратегически важного трубопровода, по которому в Европу поступал российский газ, так и долгих партнерских экономических отношений с этой страной, как потребителем и партнером по транзиту. Так же интересны для нас как результаты выборов, пусть и проведенные под флагом украинского олигархата, но которые могут эхом отразится на выборных процессах внутри России».

Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров считает, что если Зеленский: «что-то реально поменяет, то среди россиян может сформироваться его образ как успешного политика, который пришел не из элиты, но способен достигать серьезных результатов».

А это уже повод задуматься и российскому истэблишменту. Особенно на фоне роста лево-проектных настроений.

Да, украинская политическая система отстает от российской, как считает председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин, и там до сих пор большую роль играют олигархи: «Волна популизма есть, но выборы всегда соревнование популистов, поскольку популизм – это понятные избирателю решения сложных проблем».

Россияне не настолько внимательно следили за выборами на Украине, чтобы это повлияло на их запрос к стилю проведения кампании в России, считает Костин.

«Кроме того, – продолжает Костин, – решающую роль в формировании политических предпочтений играет телевидение, а Зеленскому пока вряд ли приходится рассчитывать на симпатию российских каналов».

Тем не менее, по мнению Ямбушева: «Даже та, пусть небольшая, создаваемая  главными каналами Российского телевидения волна обсуждений внутренней политики соседнего государства, невольно привлекла внимание к процессам выборов в Украине. И поднятая волна продолжает свой ход, порождая обсуждение итогов и последствий кампании (как для Украины, так и для России), причем на тех же телеканалах». 

Одной из причин падению рейтингов власти в кампании 2081 года, как известно, привела пенсионная реформа, приведшая к победе на осенних губернаторских выборах в трех регионах России оппозиционеров, считавшихся техническими кандидатами. Но параллель осенних выборов глав регионов РФ с украинскими очень условная, уверен К. Костин: «Их роднит только то, что спойлеры оказались лучше основных кандидатов. Вывод: надо тщательнее работать над избирательной конструкцией и трезво оценивать риски». В российской политической системе нет ресурсов, которые могли бы быть сконцентрированы вокруг человека, не поддержанного Кремлем в период транзита, уверен эксперт: «Но политтехнологические приемы, которые применял штаб Зеленского, будут пробоваться и на российских выборах, хотя не факт, что это эффективно».

По мнению руководителя фонда ИСЭПИ Дмитрия Бадовского, влияние Украины и России на внутреннюю политику друг друга обоюдное, и избрание Зеленского «ложится» на российское общественное мнение, так же как действия России влияют на Украину и сейчас даже сильнее: «Кейс Зеленского будет влиять на наши выборы, но просто как часть глобальной популистской волны: какие-то партии и кандидаты будут пытаться ее оседлать, использовать схожие приемы и технологии». Но в России отношение к президентским выборам традиционно серьезное, они не мыслятся как поле для рискованных игр, а для выпуска пара есть выборы в регионах и в Госдуму, полагает Бадовский: «И именно на них в ближайшие годы можно ожидать интриг и карнавала неожиданностей, в том числе для сброса давления в системе».

В свою очередь, политконсультант Валентин Добрынин, посвятившей работе на электоральном поле Украины не один сезон, отмечает возможные последствия для избирательных процессов в России в связи с тем, как проходила кампания Владимира Зеленского в Украине: «Относительно позиции Константина Костина о том, что нам «надо тщательнее работать над избирательной конструкцией и трезво оценивать риски»выражу мнение: да, надо. При этом следует чётко представлять себе, что избирательная конструкция в России абсолютно не конгруэнтна конструкции Украины. Там олигарх Коломойский обвёл вокруг пальца всех. Сначала вбросил тезис «Ставим на Тимошенко, а Зеленский будет у нас спойлером», и все, кто имел бизнес-интересы на Украине, как в РФ, так и внутри страны, кинулись выстраивать «победные конструкции» против Тимошенко. И просчитались. Проиграли и в повестке, и во времени. Не буду останавливаться подробно на этих просчётах и Порошенко, и Кремля, и «проукраинской бизнес-партии», скажу лишь – Игорь Валерьевич Коломойский хитростью и сообразительностью получил гораздо больше, чем в своё время от дочки «Приватбанка» «Москомприватбанк» (которую в 2014 году сделали БИН-банком за 6 млрд российских рублей, перекочевавших Коломойскому, а затем благополучно санировали). Сегодня он, олигарх Коломойский, получил в руки целую страну! И, кстати, попал в весьма затруднительную ситуацию; но об этом тоже не сейчас.

У нас же в России такого сообразительного олигарха теперь нет; был один, но бесславно закончил в Британии. И выстраивать избирательные конструкции у нас будут скрупулёзно, весомо, грубо, зримо. Чем тут могут помочь социологи, политконсультанты и чернорабочие политтехнологи? Лишь техническим претворением в жизнь спущенной им задачи. И новые подходы в прогнозировании результатов выборов, озвучиваемые в последнее время Константином Костиным – самое что ни на есть интересное и полезное в предстоящих избирательных кампаниях в РФ 2019-2024 гг.

Относительно того, что «есть риски в избрании Зеленского для внутренней политики России»: да, есть. Для страны гораздо важнее два возможных риска, два направления: а) активизация «верхних слоёв атмосферы», то есть, тех, кто за очередной передел собственности (как это отразится на уровне жизни простых россиян – пояснять не стану, опыт есть почти у каждого из нас) и б) активизация «нижних слоёв атмосферы», то есть, тех, кто уверует в пресловутую антиистеблишментную волну и попытается её оседлать, мол, Украина же смогла; активируются и левые (особенно), и правые, и зелёные, и голубые, и тут для всех силовых структур наступит горячая пора, что в свою очередь также ничего улучшающего в жизнь простых граждан России не принесёт.

Но, на мой взгляд, вопрос вовсе не в том, что наш народ заразится «украинской сыпью» и захочет с помощью выборов поменять ситуацию в стране. С выборами больших сюрпризов в ближайшие годы у нас не будет.  Россия – не Украина».

 
Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://glagolurfo.com/newsitems/2019/4/28/predpolagaetsya-chto-rossiy/